Автомобиль Охта
Умелец строит автомобиль в первую очередь для себя - он получает высшее удовольствие-наслаждение процессом творчества. Не зря у многих умельцев, кроме автомобиля и его собственной постройки, бывает часто и автомобиль промышленного производства. Счастье самоутверждения...
Не только придумать новую машину, но и построить её по собственному разумению, да ещё с придуманными тобой необычайностями. Что может быть интереснее и увлекательней! Как правило, здесь нет никакого расчёта или выгоды. Из многих сотен умельцев, прошедших перед нашими глазами почти за двадцать лет, никто ни разу не обогатился, создавая порой исключительно интересные конструкции, достойные поощрения и внедрения.
Но любительское автомобилестроение нужно и обществу - ведь это своеобразный концентрат народной мудрости в век научно-технического прогресса. Неиссякаемый источник, из которого при правильной постановке дела отечественное автомобилестроение может черпать новые идеи, принцыпы, мысли. Народная мудрость, творчество народа исконно питали и питают наше профессиональное искусство. Но ведь это с тем же успехом относится к научной и технической деятельности, которая должна впитывать в себя техническое творчество народа. Процесс закономерный. Любительское и профессиональное автомобилестроение - это лишь малые частицы великого и многоруслового потока научно-технической революции.
Примеры успешных контактов и обратной связи в автомобилестроении есть, и весьма положительные.
Мы уже расказывали о Ленинградских умельцах-молодых рабочих Геннадии Хаинове и Дмитрии Парфенове. Обоим сейчас по 26 лет. Они за три года на свой страх и риск построили в труднейших условиях два автомобиля перспективной контрукции.
Автомобили были показаны в передаче "Это вы можете" и получили самую высокую оценку общественности и лично М.С. Горбачёва.
В результате этого Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения была создана при НАМИ лаборатория перспективного макетирования легковых автомобилей. Перед Г.Хаиновым и Д.Парфёновым и их небольшим коллективом была поставлена нелёгкая задача:в течении года спроектировать автомобиль третьего тысячелетия-автомобиль с принципиально новыми чертами.
Скажут, простите, но они всего лишь любители? Как можно! Хватит ли таланта и знаний?
Но в том-то и дело, что именно они, умельцы, проявили в нужное время творческое новое решение. Проявили как раз тогда,когда перед промышленностью встал вопрос перехода на новый технический уровеиь, на новые технологии.
Построенный ими автомобиль <Охта> необычайной формы, предельно обтекаем. Макет автомобиля был продут в аэродинамической трубе Ленинградского политехнического института им. М.И.Калинина и показал хорошие результаты. Переднеприводный, пятидверный автомобиль с трёхрядным размещением пассажиров на семь человек; передние и средние-вращающиеся, что даёт возможность образовать в автомобиле удобный салон вокруг столика. При необходимости задние сидения складываются, превращая автомобиль в грузовой. При складывании втого и третьего ряда сидений автомобиль становится удобной спальней для трёх-четырёх человек.
В конструкции автомобиля более половины деталей из пластмассы. Применяются высокомолекулярные синтетические волокна новых образцов.
Конструкция имеет гораздо меньше деталей,чем обычный автомобиль, и рассчитана на полностью автоматизированную сборку на заводе.
В марте 1988г. автомобиль <Охта> экспонировался на международной выставке в Женеве. И очень приятно было услышать из радиорепортажа с этой выставки о том, что среди тысячи автомобилей, представленных ведущими фирмами мира, повышенный интерес у посетителей вызывает автомобиль талантливых умельцев, возглавивших ленинградский филиал НАМИ. Позже <Охта> была представлена во Франции и США, где так же пользовалась успехом.
И вот здесь выявляется третий аспект полезности технического творчества - его воспитательное значение.
Творчество даёт возможность не только результативно и с интересом использовать свободное время, что само по себе важно для молодёжи, так как привлекает её на дела полезные техническим творчеством, формирует кадры талантливых специалистов, без которых невозможна перестройка нашей промышленности.
Потому-то особый интерес представляет специальное постановление Ленгорисполкома о создании при перспективной лаборатории общественного конструкторского бюро легковых автомобилей. Это новый прогрессивный шаг в развитии любительского движения. Впервые движение ставится в упорядоченное русло, проявляются его материальные основы.
А ведь этого так долго ждали конструкторы-любители.
Можно с уверенностью сказать, что при активном и добросовестном выполнении основных пунктов постановления любительское автомоделирование в Ленинграде получит большую поддержку. Теперь дело за другими городами, где техническое творчество бурно развивается.
Тревожит другое - промышленность, научно-исследовательские институты не отрешились от старых взглядов на возможность использования творчества умельцев. <Охта> даже под крышей ленинградского филиала НАМИ так и осталась талантливо выполненным экспонатом - в промышленность она не пошла.